Самое известное и самое парадоксальное ката Окинавского карате и одно из самых базовых в южно-шаолиньском ушу. Считается что создателем Сан Чин или на минском диалекте Сам Джен, является женщина мастер Фан Цинь Нянь. Вокруг Сан Чин всегда велось очень много споров по громадному количеству аспектов, техника исполнения, форма, дыхание, траектория движения энергии, применение в бою и даже история создания. Описать в одной статье все нюансы этой практики все равно, что реально попытаться воспитать ребенка при помощи правил изложенных на бумаге. Как известно Чейстерфилд пытался это сделать в своих знаменитых письмах, но опыт оказался неудачным.
Поэтому попытаюсь изложить тезисно, тот уровень понимания который у меня есть сейчас. Заранее зная, что со временем он изменится 

О ФОРМЕ. 
В древнем трактате Белого Журавля сказано. Форма это и есть техника. Подразумевая что правильная форма делает удар сильнее, позицию устойчивей, защиту надежней. 
Форма это способ взаимодействия мышц, сухожилий и физических законов приложения силы. Если мы опускаем плечо, то делаем это при помощи широчайшей мышцы. Таким образом и в блоке и в ударе используется одна из самых больших мышц корпуса. И если при этом блокируем руку, надавливая немного сверху, то своей «широчайшей» атакуем его трапециевидную, которая гораздо слабее. Вот почему в годзю-рю при завершении большинства блоков кулак располагается ниже плеча.

О ТЕХНИКЕ ИСПОЛНЕНИЯ
Медленно, быстро, напряженно, расслаблено? 
В системе Белого журавля начальное исполнение Сан Чин не отличается от обычного ката. Выброс быстрый и четкий. И только после достаточно длительного времени учитель может показать медленный вариант, который является более "секретным". Во всяком случае среди практикующих в Китае этот вариант мало кто знает. Возможно Чёдзюн сенсей, как наиболее близкий ученик, получил оба эти варианта. Так как медленный дает очень глубокую проработку всех взаимодействий, сенсей оставил один вариант. К тому же движения Сан Чин дублируются в быстрой манере в ката Сан-серу, Сей-сан и Супаринпей. Таким образом в Годзю-рю так же как и в "журавле", присутствуют медленный и быстрый Сан Чин, вопрос в понимании и отработке. 

Об ЭНЕРГИИ.
В подавляющем большинстве энергетических практик энергию двигают по спине вверх, а по животу вниз. Это естественное направление движения энергии. Но Сан Чин это очень "яньская" практика. Если хорошо позаниматься вечером, то заснешь может быть утром. Отсюда, наряду с безусловной боевой эффективностью, целый перечень "яньских" побочных эффектов. Начиная с повышенного давления и заканчивая достаточно серьезными осложнениями сердечно-сосудистой системы. Именно поэтому в Сан Чин энергия двигается по так называемой женской или "иньской" траектории. И как радиатор в машине призвана охлаждать слишком разогретое тело. 

О ДЫХАНИИ
Дыхание в сан чин как и все остальное имеет четкую практическую направленность. Во время вдоха и выдоха мышцы пресса все время напряжены. Живот не двигается, что развивает возможность принимать в корпус достаточно сильные удары. И на выдохе и на вдохе. Звук это не самоцель, а следствие правильно выстроенного тела. Он должен выходить свободно. Часто современные тренировки похожи на соревнования, кто громче прохрипит. Это подмена понятий. 

О ПРИМЕНЕНИИ.
Самое наглядное объяснение существования бункая в Сан Чин это фильм Семь самураев. Не мог никто себе позволить тренироваться 3 года ради непонятных принципов, если твоей семье постоянно угрожает опасность. В таких условиях находилось большая часть населения древнего Китая. Поэтому и такой "бум" ушу. Поэтому и Сан Чин, максимально быстрый метод подготовки к поединку. 

О НАЗВАНИИ
Три битвы. Цифра 3 в Китае означает "всю тьму вещей". То есть основной смысл названия в том, что правильная форма-навык, дает возможность применения в бесчисленном количестве реальных боевых ситуаций. 

О МЕТОДЕ
Самое важное в Сан Чин это стремление понять систему. Только думать и умничать это Сан Чин для интернета. Только шипеть и напрягаться это Сан Чин для геморроя. Развить в себе настоящий практически применимый навык это Сан Чин для боя. 
Первоначальная практика, все внимание на форму, напряжение небольшое, главное, взаимосвязь между частями тела. Напряжение должно приходить изнутри, как бы само собой. Очень важно не спешить, эмоции полностью под контролем. Энергия делает малый оборот по телу за 30 минут, поэтому длительность практики имеет значение. Когда занимаетесь самостоятельно, следите за самочувствием. После практики должна ощущаться бодрость тела и ясность сознания. Если нет, попросите сенсея или старшего товарища помочь вам найти ошибку.

ОБ ИСТОРИИ
По легенде создательница Сан Чин, Фан Цинь Нянь, за 3 года так развила свою силу при помощи этого ката, что выигрывала все поединки. В школе Белого Журавля существует так же Сан Чин с шестом, дополняющий 
систему и подготавливающий практикующего к вооруженному поединку. Но это уже совсем другая ИСТОРИЯ.
г. Санкт-Петербург, тел.: +7 (960) 237 93 87, e-mail: gojuryuspb@gmail.com