Этот стиль известен также под названиями Хучжуан (столбы тигра) и Хуцзунь (поклонение тигру). Его родиной является уезд Юнфу провинции Фуцзянь, поэтому кулак формы тигра называют еще Юнофу Хуцзунь (поклонение тигру из уезда Юнфу).
Мастера кулака формы тигра отнюдь не молятся этому животному и вкладывают в название стиля иной смысл. Для них тигр – царь зверей, самое почитаемое животное, а технике их стиля кулачного искусства придана «тигриная форма». Считается что тот кто достиг успеха в этом стиле и овладел им непременно завоюет почет и уважение такие же какими в животном мире пользуется царь зверей – тигр. Именно такой смысл заложен в названии этого стиля.
О возникновении стиля есть разные варианты и версии. Согласно одному преданию в эпоху Цин (1644-1911) в период правления под девизом Цяньлун (1736-1796), кулак формы тигра был передан жителю деревни Фукоу уезда Юнфу (ныне уезд Юнтай) по имени Юаньчжу буддийским монахом Течжу, якобы перебравшемуся из Северного Шаолиня в Южный. Ли Юаньчжу начал заниматься Цюаньфа еще в детстве, овладел кулаком быка – Ню-цюань, кулаком льва – Ши-цюань и рядом других стилей, и на этой базе изучил технику Хуцзунь-цюань, в последствии разработал первое упражнение (Таолу) – Хуцзунь-цюань Му, где впервые придал технике «тигриную форму», которую в дальнейшем непрерывно совершенствовали и развивали несколько поколений мастеров, сумевших чрезвычайно обогатить кулак формы тигра, досконально разработать его теорию и практику.
Уже в преклонном возрасте Ли Юаньчжу передал кулак формы тигра двум своим ученикам – Чжен Дэнгуану и Ли Чжаобэю. Первый ученик Чжен отточил технику «тигриного удара ногой», а второй , Ли, досконально разработал хитроумные способы применения «тигриных когтей». С тех пор, в обиходе жителей Фуцзяни прочно закрепилась поговорка: «Ноги Дэнгуана, Руки Чжобэя» как своего рода «знак качества».
Чжен Дунгуан жил в горном районе Юнтайшань и передал свое искусство родственникам – представителям клана Чжен. А Ли Чжаобэй, овладев кулаком формы тигра переселился в Фучжоу, где начал открытое обучение этому стилю. Мастерство Чжаобэя привлекло многих учеников и стиль быстро завоевал популярность в городе. В зрелом возрасте мастер поступил на военную службу, где дослужился до среднего звания (поручик), но потом был разжалован и изгнан со службы когда отказался участвовать в подавлении восстания тайнинов (1850-1864). После чего он вновь стал преподавать ушу и широко распространил кулак тигра в районах Чжанчен и Сышань уезда Юнтай. Благодаря его усилиям, его ветка получила широкое распространение в провинции Фуцзянь и перешагнула границы, найдя последователей в соседних провинциях Чжедзян и Гуандун, и благополучно дожила до наших дней.
Говоря об истории стиля Хусин-цюань, нельзя пройти мимотакой важной фигуры как Чжоу Цзыхе (1874-1926), предполагаемый учитель окинавца Уэти Камбун, основателя школы Уэти-рю. Чжоу Цзыхе был уроженцем деревни Чжитянь в районе Наньдао в уезде Миньхоу области Фучжоу. Был отличным каллиграфом и художником и этим зарабатывал себе на жизнь. С Детства влюбился в цюаньфа и упражнялся при каждом удобном случае. Помимо формы тигра он изучал и другие стили ушу. Юйфа – стиль рыбы, Ню-цюань – кулак быка, Цюаньфа – стиль собаки, Хоуфа – стиль обезьяны, Хэ-цюань – кулак журавля, Цзи-цюань – стиль петуха и обогатил стиль тигра их техничными элементами и методиками. О его учителях есть версии, по одной из которых он учился у самого Ли Чжаобэя, а также у Чжен Юду и Кэ Сиди. По другой – у Сун Фусы, ученика Ли Чжаобэя. В 1926 году Чжоу Цзыхе тяжело заболел и умер, прожив 51 год. Кулак формы тигра достаточно точно копирует манеру и повадки царя джунглей. Для него характерны резкие скачки вперед, мощные рвущие удары «когтями». Мастера стиля говорят: «подражание форме и есть кулачное искусство». Даже в повседневной жизни от ученика стиля требуют ходить легко и пружинисто, как кошка, немного согнув спину. Воспроизводя движения тигра, боец и сам должен им стать по психическому настрою, должен овладеть «волей тигра», воплощающейся в яростных, но расчетливых бросках и ударах. Большое внимание в Хусин-цюань уделяется «внутренней работе», где подразумевается овладение выведением из нижнего дань-тяня(3 см ниже пупка) в ударную часть руки или ноги, или в часть тела, принимающую удар противника энергии: «Ци возбуждается внутри и проявляется снаружи». Это позволяет выдерживать удары противника, а внутри защищает внутренние органы. В момент максимального усилия при выполнении приема «внутреннее» и «внешнее» должны быть согласованы, тогда «внутренняя работа» усиливает «внешний выброс» силы, тогда происходит мощный взрыв и ци достигает крайних точек конечностей. Правильная форма способна направлять поток Ци (внутренней биоэнергии) быстро и мощно, что является согласованностью «внутреннего» и «внешнего». В технике различают «поглощение» (проглатывание) – вдох и «испускание» (выплевывание) – выдох. Выдох часто сопровождается сдавленным выкриком, что является «запиранием» Ци и увеличивает силу удара.
Бойцов стиля тигра отличают мощные, прочные стойки, которые называют «столбы тигра», надежное «укоренение». Ноги должны быть подобны сваям, вколоченным глубоко в землю. «упорно занимайся столбами, тренируя их чистоту. Когда опустишь Ци в дань-тянь, сумеешь стать столь же крепким, как каменная скала, сила ног предельно велика, тренировка ног предельно важна. При перестановке стопы словно шлифуют камень, когда встречаешь атаку или сам атакуешь, поясница должна быть притоплена».
Для формирования стойки практикуются длительное стояние и тренировка переходов в низких позициях, причем внимание уделяется всем деталям шага: постановке стопы при шаге с концентрацией на центральной точке подошвы, сгибанию ног, коленей. Все перемещения должны напоминать мягкую поступь кошки. В технике тигра доминируют резкие и мощные удары с короткой дистанции с резким выдохом. «Усилие» рождается в пояснице и реализуется бьющей частью руки или ноги. Атака должна быть яростной, удары – обладать сокрушающей мощью. Основные принципы техники кулака формы тигра: «руки вращаются как колеса повозки, ноги шлифуют камни. В технике рук множество изменений, в технике ног – множество перемещений».
В Хусин-цюань различают 5 способов действий руками, которые, как и в кулаке белого журавля, соотносятся с пятью первоэлементами. Специфический импульс идущий от стоп, усиливает удары и блоки. При использовании ударов ногами предписывается крайняя осторожность: «существует много способов применения ног: приподнял ногу всего на 3 фэня (1фэнь = 0,33 см), а под ней уже пустота. Если только не садишься на коня – не поднимай ногу». Поэтому удары ногами наносятся преимущественно на нижнем уровне. Чтобы избежать повреждений и травм ноги обрабатывают травяными отварами. Тактика боя в стиле тигра, в отличии от других стилей ушу, где советуют преодалеть силу с помощью мягкости и податливости, Хусин-цюань проповедует принцип: «сочетай твердый вход и твердую атаку, с помощью твердости одолевай твердость, наноси удар, будто бьешь железом, выпускай когти, словно тигр бросается на добычу». Тем не менее имеются в этом стиле и «мягкие методы»: «видишь силу – заимствуй силу, видишь силу – измени силу». При выбросе силы в ударе рука должна быть максимально «твердой», а при «изменении» - мак5симально «мягкой». Таким образом в «твердости» присутствует «мягкость», а «мягкость» несет с собой «Твердость». Поэтому в Хусин-цюань адепт должен воспитывать в себе «твердость», но и знать «мягкость» и уметь использовать «мягкость» таким образом, чтобы в ней была скрыта «твердость».
Техника боя в положении руки в упоре – вариант упражнения «липкие руки» (в годзю рю – какие). Возможные при этом приемы почти не регламентированы, по сути, в рамках требующих сохранять соприкосновение рук (ног) идет свободный бой направленный на выявление победителя. Существуют несколько способов выполнения каоцзи (какие): верхняя и нижняя техника. В первом случае различают технику упора одной рукой, во втором – технику упора обеими руками. Практика каоцзи (какие) вырабатывает навыки защиты на ближней дистанции, учит применению приемов, перемещаться и изменяться сообразно действиям противника, развивает ловкость и реакцию. При этом каоцзи (какие) сравнительно безопасен, поскольку достигать победы требуется техникой, а не дурной силой.
В тренировках в Хусин-цюань используется «воинский камень» - штанга, где используются «удержание» в поднятом положении от 150 до 250 кг. Приняв стойку «всадника» (шико дачи), ученик перемещается в ней, удерживая штангу двумя руками между ног. Для выполнения подниманий используют штангу от 50 до 150 кг. Ее поднимают обеими руками над головой несколько раз подряд («жим стоя»). И, наконец, различные «махи», используют штангу от 25 до 75 кг. В упражнении «махи каменными замками», применяются Ушисо (Ишиаши - «утюги») – парные снаряды (наши гири), весом от 25 до 75 кг. Так же, как и в гиревом спорте, ушисо (ишиаши) упражнения идентичны. С ними можно тренировать базовый комплекс Саньцзянь (Санчин в ГоДзю Рю). Для развития силы в Хусин-цюань, практикуют «махи железной алебардой» (даодао), весои от 15 до 75 кг. В ГоДзю Рю можно использовать конго кен (скоба). Так же используют удары по мешку с песком, где используются удары руками, ногами, головой, локтями и коленями по висячему мешку с песком. Со временем удары должны проводиться по нескольким мешкам с разных сторон. В Хусин-цюань для тренировки различных ударов ногами и ладонями также широко используется деревянный столб (мучжуан). Такая практика должна сочетаться с практикой упражнения Саньцзянь (Санчин). Также используется известный метод укрепления и набивки пальцев и ладоней – «тычки в кадушку» с косточками китайских фиников (соя, горох, бобы, фасоль, песок, галька). Тычки пальцами и удары кулаками или ладонями наносят с высокой частотой в течение 15-20 минут. Тренировать такое упражнение надо каждый день, без перерывов, в сочетании с отжиманиями на пальцах и в стоянии в упоре лежа на пальцах двух, а затем и одной руки поочередно. «тычки в тысячислойную бумагу» - еще одно упражнение для закалки и укрепления пальцев, где используется бумага (полотенца для вытирания рук, туалетная бумага) для тычков и буравящие движения пальцами. Также для развития силы хвата и укрепления пальцев используют упражнение «сжимание комков хлопка». Для этого можно использовать листы газет и журналов сжимая их в кулак. Упражнения выполняются ежедневно по 15-20 минут в сочетании с упражнением Санчин. Для «тигриных когтей» используются упражнения – «удержание винных кувшинов» (в ГоДзю Рю – «нигиригаме»). Вес по мере развития силы и выносливости, от 8 до 50 кг каждый кувшин, время удержания – неограничивают…
В окинавском ГоДзю Рю на равнее со стилем Белого журавля, стиль тигра можно явно увидеть во многих упражнениях и ката, особенно это проявляется в ката «Сеюнчин» (притягивающая смерть), «Санчин» (три стихии) и «Теньшо».