Ката Санчин относится к направлению наха-тэ мастера Канрё Хигаонна.
Во многих школах карате эта ката считается фундаментом всей системы карате и в большинстве случаев изучается в самом начале обучения. По легендам, старые мастера настаивали на том, что без должной проработки этого комплекса нельзя переходить к изучению других ката. Мабуни Сэнсэй относил ката Санчин к основам - кихон, формирующим правильные навыки, форму и сущность движений. В своей книге "Кобо дзидзай госин-дзюцу карате кэмпо" он писал:
В изучении карате чрезвычайно важны базовые движения. Они являются основой всех ката карате и облегчают овладение более сложными ката категории "кайсю" (соединение в комбинациях нескольких приёмов нападения и защиты). Кроме того, с точки зрения физической культуры, базовые движения дают массу положительных эффектов: во-первых, закаляя мышцы, они сохраняют уровень физической силы и позволяют хорошо развивать тело и взрастить воинский дух; во-вторых, они формируют гармоничное единство дыхательного процесса - вдохов и выдохов - с напряжением и расслаблением мышц; в третьих, они позволяют развить способность выдерживать удары противника. В психологическом же отношении активная работа сознания тренирует психику: развивает наблюдательность, проницательность и умение мыслить и позволяет воспитать личность, обладающую большим достоинством. Поэтому для изучающего карате самыми нужными и важными являются как раз первые тренировки. Тренироваться нужно спокойно, в спокойном уравновешенном состоянии сознания. Дело в том, что если позиции и движения будут нехороши и войдут в привычку, исправить их будет очень сложно.
В буквальном переводе слово "Санчин" означает "три битвы". Существует несколько объяснений такого названия. Согласно одному из них, под "тремя битвами" имеются в виду три этапа в постижении этого ката. Первый этап - развитие сильного, здорового тела, способного выдержать тренировки, необходимые для овладения карате. Второй этап - достижение автоматизма в исполнении движений ката. Ученик должен полностью осознавать происходящее вокруг, но собственные мысли не должны его отвлекать. Наконец, третий этап - достижение единства духа и тела.В другой трактовке, "три битвы" - это битвы за установление контроля над тремя центрами: нижним, локализованным в нескольких сантиметрах ниже пупка "тандэн"; средним, локализованным в области солнечного сплетения "суйгэцу", и верхним, локализованным в области горла. Считается, что пока каратист не научится контролировать эти центры ки и не объединит их, он не сможет овладеть ходьбой и дыханием. Следует отметить, что Санчин изучается не только в каратэ. Такие фуцзяньские стили ушу как Байхэ-цюань (Кулак белого журавля), Лун-цюань (Кулак дракона), Ху-цюань (Кулак тигра), Лохань-цюань (Кулах архата), Цзиньши-цюань (Кулак льва) и др. также включают в свои программы различные варианты этого ката. В Китае его, в зависимости от диалекта, называют "Саамчин", "Саньтьен" или "Саньчжань". Это ещё раз подчёркивает китайское происхождение комплекса.
Достоверно неизвестно то, как выглядело ката Санчин первоначально. Ученики мастера Мияги Тёдзюна утверждают, что он привнёс много нового в способ выполнения Санчин по сравнению с вариантом, которому учил Хигасионна Канрё, якобы выполняя все прямые удары кончиками пальцев (нукитэ). Мияги, стремясь организовать обучение в соответствии с принципом перехода от простого к сложному, и принимая во внимание приверженность окинавцев ударам кулаком в макивару, решил, что будет целесообразнее выполнять санчин с руками, сжатыми в кулак.
Исторические свидетельства позволяют датировать появление ката Санчин XVIII-XIX вв. Многие окинавские мастера твердо убеждены, что ката Санчин напрямую восходит к таким практикам цигун, как трансформация сухожилий (яп. Эккин) и омовение костного мозга (яп. Сэндзуй), которые, якобы, Бодхидхарма преподал шаолиньским монахам. Однако с исторической точки зрения их уверенность абсолютно безосновательна. Система Эккин кико используется для установления контроля над циркуляцией ки по меридианам и далее по всему телу, а Сэндзуй кико - для поднятия ки вверх по позвоночному столбу. Выделяют 5 составляющих правильного исполнения ката Санчин, которые впрочем, приложимы к любому ката карате.
- Первая составляющая - правильная стойка и правильные базовые движения.
- Вторая - развитие сильного, жесткого тела, способного выдерживать мощные удары в большинство областей, даже в солнечное сплетение. Эта способность зависит от правильности техники, которая заключается в максимальном сжатии межреберных промежутков, чтобы все внутренние органы оказались прикрытыми сплошным жестким каркасом ребер, и уровня овладения напряжением мышцы.
- Третья составляющая - постановка правильного дыхания. Дыхание - это связующая нить между телом и психикой. На физическом уровне правильное дыхание помогает развитию необходимого напряжения мышц, на психическом - позволяет обратиться внутрь себя, установить контроль над собственным сознанием.
- Четвертая составляющая - взгляд. Глаза - это еще одно связующее звено между телом и психикой, а также основной источник получения информации об окружающем мире. Известно, что степень концентрации сознания в немалой степени зависит от правильной постановки взгляда. Кроме того, глаза должны излучать холодную, тигриную ярость.
- И, наконец, пятая составляющая - концентрация. Во-первых, полная концентрация внимания на выполнении задания необходима для достижения совершенства в физических аспектах ката. Во-вторых, только благодаря полной концентрации внимания при выполнении ката можно достичь единства тела и духа. В-третьих, концентрация внимания - необходимое условие вхождения в медитативное состояние. При выполнении ката Санчин многие мастера считают также, что необходимо научиться контролировать ток ки по двум важнейшим меридианам человеческого тела: переднесрединному (кит. жень-май, яп. ниммяку-кэй) и заднесрединному (кит. ду-май, яп. токумяку-кэй). Это достигается посредством регулирования дыхания, положения тела и правильных мышечных усилий. Кроме того, наставники часто прикасаются к энергетическим центрам ученика и меридианам, по которым течет энергия, чтобы активировать энергию и облегчить овладение навыком управления ки.
Огромное значение имеет правильное положение тела. Таз выдвинут вперед для того, чтобы устранить прогиб поясницы. Это позволяет ки течь свободно, поднимаясь прямо вверх по спине по меридиану токумяку-кэй. Подбородок должен быть прижат так, чтобы он находился над яремной ямкой. Благодаря этому в шейном отделе позвоночника устраняется естественный изгиб, и он становится на одну линию со спиной. Весь позвоночник максимально выпрямляется и тянется вверх, словно вас подвесили за макушку. Кончик языка должен быть прижат к верхнему небу над самыми зубами. Так обеспечивается замыкание меридианов токумяку-кэй и ниммяку-кэй.Традиционно при вдохе рекомендуют визуализировать прохождение ки вниз по переднесрединному меридиану ниммяку-кэй к области тандэн. Живот при этом немного раздувается. Это движение должно быть очень небольшим, едва видимым глазу. Это легкое расширение помогает провести ки в самый низ живота.Когда вдох достиг предела, таз делает небольшой поворот назад. Опять-таки, это движение должно быть очень небольшим, едва заметным. Одновременно с этим нужно представлять, как ки описывает полукруг по животу: вниз от тандэна, затем вверх к основанию позвоночника. Это конечная фаза вдоха. Легкое движение таза помогает вести ки из тандэна в низ живота к основанию позвоночника. Во время выдоха ведите ки вверх по меридиану токумяку-кэй. Сожмите анальный сфинктер и сфинктер мочевого пузыря, напрягите мышцы малого таза и область живота от лобка до пупка. Эти действия (так называемый "нижний замок") помогают заставить ки подниматься по спине вверх по меридиану токумяку-кэй. К концу выдоха ки направляется вокруг головы к носу и затем к языку. Этим завершается один цикл и начинается новый. Этот тип дыхания можно использовать во всех "долгих дыханиях" в этом ката. Однако в Санчин есть также несколько "коротких дыханий". При их выполнении не нужно точно визуализировать движения ки по телу, важнее чувствовать, как она проходит по меридианам ниммяку-кэй и токумяку-кэй. Стоит отметить, что во всех версиях ката Санчин структурировано таким образом, чтобы максимально облегчить контроль над током энергии. Ката можно разделить на несколько циклов.
Первый цикл включает подтягивание руки к себе (хикитэ) и вдох, вытягивание руки вперед (цуки) и выдох, двойной блок изнутри наружу рётэ тюдан ёко укэ (моротэ удэ укэ) - вдох-выдох. Следующий цикл: несколько повторяющихся одинаковых, простых быстрых движений руками (нукитэ) на месте в сочетании с дыхательными циклами. Завершает ката третий цикл, представляющий собой сочетание дыхательных циклов с довольно сложными быстрыми движениями рук - круговым блоком ва-укэ. Короткие выдохи в конце ката используются для того, чтобы прогнать ки по малому кругу и поместить ее в тандэн. Таким образом, ката санчин структурировано по принципу перехода от простого к сложному.
В некоторых (не во всех) стилях карате при выполнении ката Санчин используется динамическое напряжение. Его использование объясняется двумя причинами. Во-первых, напряжение мышц в сочетании с тренировкой цигун способствует выведению ки в суставы и ближе к поверхности туловища. Когда же мышцы расслабляются, ки начинает циркулировать по всему телу. Таким образом, динамическое напряжение служит средством повышения эффективности энергетической тренировки. Вторая причина использования динамического напряжения - стремление заставить ки подниматься по позвоночнику.Система проверки правильного напряжения мышц при выполнении ката санчин.Существует система проверки правильного напряжения мышц при выполнении ката санчин. Приведём порядок проведения проверки сжатия мышц - симэ, используемый в стиле годзюрю:
- После поклона каратистов друг другу проверяющий (условно "Сэнсэй") заходит сзади и, прежде всего, проверяет, прижаты ли внутренние рёбра ступней к полу, а потом делает то же самое с внешними рёбрами.
- Взяв ученика за щиколотки, "Сэнсэй" помогает ему "укоренить" стопы, закрепить позицию, почувствовать силу своих ног.
- "Сэнсэй" подходит к ученику спереди и проверяет, правильно ли согнуто колено передней ноги. Затем, чтобы проконтролировать напряжение ног, ставит свою стопу перед стопой исполнителя и медленно и аккуратно надавливает своим коленом на его колено. Если мышцы ног напряжены достаточно, нога не поддастся.
- "Сэнсэй" заходит сзади и наносит два-три шлепка подряд по бёдрам ученика для того, чтобы проверить, напряжены ли их мышцы.
- Точно так же наносятся шлепки по верхней части ягодичных мышц.
- "Сэнсэй" наносит (для начала медленно!) удар ногой промеж ног ученика. Стопа должна идти прямо снизу, поскольку при ином выполнении приёма гениталии будут задеты в любом случае.
- "Сэнсэй" несильно тыкает кончиками пальцев в нижнюю часть живота (тандэн) и давит ими некоторое время, дабы удостовериться, что напряжение мышц живота не спадает.
- "Сэнсэй" проверяет, выпрямлен ли позвоночник исполнителя ката. Для этого он скользит рукой от затылка до копчика. "Впадин" быть не должно.
- Затем "Сэнсэй" кладет руки на плечи ученику, чтобы тот приготовился выдержать некоторое напряжение, и хлопает по ним сверху. В этот момент испытуемый должен максимально напрячься. Руки "испытателя" при хлопке движутся прямо вниз, таз опускается, чтобы ученик почувствовал, прежде всего, давление, а не удар.
- "Сэнсэй" ещё раз проверяет, выровнен ли позвоночник.
- Когда ученик выводит руки в удар, "Сэнсэй" подставляет с самого начала движения ладонь прямо напротив кулака и оказывает сопротивление, но не слишком сильно. Ученик должен сохранять равновесие и не проваливаться, если неожиданно убрать препятствие. Вторая рука наставника при этом придерживает другую руку испытуемого.
- "Сэнсэй" оказывает сопротивление рукам исполнителя, когда тот возвращает их в позицию чудан камаэ.
- Когда исполнитель переходит к выполнению сукуй укэ (защиты двумя руками), "Сэнсэй" проделывает то же самое. При этом его сопротивление направлено не навстречу кончикам пальцев, а к рёбрам и основаниям ладоней. Иными словами, в конечном положении, когда ладони ученика направлены вниз, сопротивление идёт спереди и сбоку (во время трех разных повторов блока).
- Точно так же "Сэнсэй" оказывает сопротивление и при исполнении маваси укэ ("круговой блок").
- "Сэнсэй" должен следить за покраснением кожи испытуемого. При этом не должно быть значительного покраснения кожи лица, а удары не должны вызывать видимого эффекта. "Испытатель" должен также следить за тем, чтобы дыхание исполнителя было скоординировано с движениями.
- "Сэнсэй" должен дать "продышаться" ученику и проконтролировать его состояние. Во многих стилях карате наставники полагают, что чрезмерное динамическое напряжение, натуживание, напряжённое дыхание потенциально очень опасно. Эти техники нельзя использовать, если рядом нет опытного инструктора, знакомого со всеми тонкостями практики ката Санчин. Поэтому, например, в стиле сито-рю динамическое напряжение не используется, и его заменяет легкое связующее "растяжение" при выполнении движений. Считается, что такой метод медленнее приносит плоды, но зато он гораздо безопаснее. После многих лет интенсивного тренинга исполнение ката Санчин приблизится к совершенству, а каратист научится использовать свое сознание и тело в соответствии с принципами "жесткости" и "мягкости". Он станет внутренне расслабленным и гибким, в то время как его тело будет полным силы и твердым, как гранит.
Мастер высокого класса при исполнении Санчин полностью контролирует свое сознание и каждую мышцу тела, сохраняет спокойствие и устойчивость в каждой позиции. В таком состоянии он готов к любому нападению. Овладев правильной стойкой, окрепнув физически и психически, каратист обретает непоколебимое физическое и психическое равновесие и становится способен использовать в одном единственном движении всю свою физическую и психическую энергию.
На Дальнем Востоке считают, что для всего существует "правильный" способ - ката. Правильное воинское искусство означает правильную ходьбу, дыхание, координацию и контроль жизненной энергии ки, семени - цзин (яп. сэй) и духа-шэнь (яп. син), тактику и стратегию. Говорят, что, когда овладеешь первыми двумя элементами, остальные займут свои места сами собой. А санчин - как раз такое упражнение, которое учит правильному способу ходьбы и дыхания. Его нужно выполнять, чтобы найти свой собственный путь к другим указанным элементам. Китайские мастера говорят: "Когда овладеешь Санчин, боевое искусство будет правильным. В ката Санчин возможны некоторые вариации. Важно лишь, чтобы тренировка позволила ученику достичь поставленной цели".
«Ката Санчин следует выполнять по 30 раз в день; если бы кто-нибудь отрабатывал это ката всю свою жизнь, то у него практически не было бы необходимости учить что-либо еще, в Санчин есть всё».