Имея весьма выгодное географическое положение и находясь на пересечении торговых путей, Окинава на протяжении длительного периода времени была предметом территориальных и политических притязаний как со стороны Поднебесной империи, так и со стороны Японии. Маленькое государство подвергалось постоянному политическому и военному давлению более могущественных соседей. Окинаву постиг удел всех малых государственных образований эпохи средневековья - островитяне встали перед выбором: либо добровольное принятие протектората, либо более чем реальная угроза быть завоеванным в жестокой войне. Однако малая территория и ограниченные людские ресурсы не позволяли вести продолжительные военные действия.
До середины XIV века население острова еще пыталось отстаивать свой суверенитет. И только в 1372 г. правитель Окинавы признал вассальную зависимость от императорского двора династии Мин. Вскоре на острове появились и колонии военной и гражданской миссий близ крупнейших городов в Сюри, Томари и в Наха. Впоследствии именно в районах этих городов сформировались три крупнейшие ветви окинавского каратэ.
До 1429 г. на Окинаве существовало три княжества: Хокудзан, Чудзан и Нандзан, постоянно соперничавших между собой. Правитель Се Ха-ши из Чудзан в конечном итоге завершил объединение острова, завоевав в междоусобной войне области Нандзан и Хокудзан. Всякое же усиление централизованной власти и подавление оппозиции практически всегда сопровождается массовыми проявлениями недовольства и конфронтацией большинства населения с официальными властями.
Ха-ши издает указ о запрете на ношение оружия, поскольку наличие последнего у жителей рано или поздно могло привести к массовым вооруженным выступлениям и краху властных структур. Исключение было сделано лишь для высшей знати и правительственных чиновников.
Крестьяне и ремесленники остались беззащитными перед произволом власть имущих чиновников. Пришлось искать защиты у местных мастеров-наставников по рукопашному бою, который назывался ОКИНАВА-ТЭ. Необходимо отметить, что реликтовые системы рукопашного боя издавна существовали на Окинаве и практиковались в народе довольно широко. Первые документальные упоминания относятся к VIII веку, и, вероятно, существовавшие тогда виды кулачного боя не носили концептуально законченного характера, не представляли собой систему.
Другая особенность формирования рукопашного боя Окинавы заключалась в следующем: остров издавна служил прибежищем для разного рода беженцев. Остатки разгромленных дружин Тайра в XII веке переправились на Окинаву и принесли передовое воинское искусство. Волны эмигрантов из Китая, особенно после свержения династии Мин в 1644 г., принесли множество элементов китайских воинских искусств, вошедших в арсенал окинавского боевого искусства. Смешиваясь с формами местного кулачного боя, китайские разновидности ЦЮАНЬ-ШУ и японские БУ-ДЗЮЦУ сформировали весьма специфическую систему рукопашного боя - ОКИНАВА-ТЭ.
Между тем торговые связи Окинавы с внешним миром расширялись. Документы из национальных архивов, открытых уже после II мировой войны, свидетельствуют о том, что между 1430 и 1570 гг. Окинава имела более 40 торговых представительств в соседних странах: Малайзии, Индонезии, Вьетнаме, Лаосе, Бирме, Корее и др. Надо полагать, что и арсенал ОКИНАВА-ТЭ пополнялся элементами боевых техник из этих стран.
В 1477 г. Сё-шин - старший сын правителя Сё Ха-ши вновь издает указ о запрете на ношение оружия, а также и на тренировочные занятия по системе ОКИНАВА-ТЭ. Начался длительный период подпольного развития боевого искусства. В конце XVI в., из-за отказа участвовать в захватнических войнах на континенте против Кореи на стороне клана Сацума, Япония получила повод для вторжения на Окинаву. В 1599 г. Сё-нэй, правитель Окинавы, обратился за помощью к императорскому двору Китая. На остров прибыли военные советники, специалисты по военному делу, ряд мастеров ЦЮАНЬ-ШУ для обучения населения. Это окончательно решило участь маленького государства, и к тому же участились набеги японских пиратов на континентальное побережье Китая. В 1606-1609 гг. несколько тысяч воинов-самураев под руководством клана Симадзу высадились на Окинаве. Сопротивление было недолгим и остров был захвачен и оккупирован. И вновь началась «охота за мечами» - КАТАНА ГАРИ.
Жестокая налоговая политика и произвол захватчиков вызвали появление очагов организованного сопротивления, во главе которых стояли мастера ОКИНАВА-ТЭ. По ночам в укромных местах, в пещерах гористой местности, в глухих зарослях участники тайных групп собирались и совершенствовались в искусстве рукопашного боя. Может быть, поэтому иногда ОКИНАВА-ТЭ называют «школой в зарослях». Лишенные возможности на равных, с оружием в руках сопротивляться оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием, и весьма грозным, собственные руки и ноги. Нанося бесчисленные удары по стволам деревьев, они научились голыми руками крушить панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, концами пальцев протыкать тела своих врагов. А прыгая и бегая на корточках, они могли быстро перемещаться и ускользать от молниеносных ударов самурайским мечом. Носило ли это искусство массовый характер - неизвестно, однако факты подобного рода общеизвестны. Например, Тодзюн Мияги пальцами протыкал тушу быка. В подтверждение можно привести слова великого мастера окинавского каратэ Ясуцунэ Адзато, обращенные к ученикам: «Ваши руки и ноги должны стать мечами и копьями...»
Особенности ведения боя против вооруженного мечами и защищенного доспехами самурая породили со временем принцип АТЭМИ, согласно которому решающим мог быть только один мощный сокрушительный удар, направленный в наиболее уязвимое место. Однако доспехи сводили количество уязвимых мест к минимуму. И в отличие от традиционных систем ЦЮАНЬ-ШУ, изучавших способы поражения жизненно важных точек, которых насчитывалось несколько десятков, что, в свою очередь, требовало многих лет специальной подготовки, знаний по медицине и анатомии, в окинавском каратэ ставка делалась на поставленный удар-таран, который мог бы при необходимости проломить, пробить любой панцирь или доспех. А попадание в любую область тела или поставленный блок должны были приводить к необратимым последствиям, к тяжелой травме или к смертельному исходу поединка.
Однако даже получить саму возможность для нанесения смертельного удара было делом весьма проблематичным: нужно было еще приблизиться на достаточное расстояние для решающей атаки, избежав лезвия меча. Это диктовало особое отношение к выбору правильной дистанции, с одной стороны, и послужило стимулом к разработке систем блокирования и атак подручным оружием - с другой. Все эти обстоятельства предъявляли очень жесткие требования к скорости перемещений, к повышенной координации движений, к гибкости, акробатической подготовке и другим качествам бойца.
Следует заметить, что, помимо подготовки и проведения акций по уничтожению сборщиков налогов, нападений на небольшие самурайские отряды, конвои и схватки с местными бандитами, случались и поединки между представителями соперничавших между собой школ, когда мастера вызывали друг друга на поединок. Он назывался КАКИДАМЭСИ и в нем в полной мере реали-зовывался принцип ИККЭН-ХИСАЦУ («одним ударом - наповал»).
Тем временем на континент отправляются посланцы с Окинавы перенимать боевой опыт у мастеров китайского кэмпо. В свою очередь, на Окинаву (правда, в разное время) прибывает плеяда блестящих мастеров кэмпо: Иваа, Вайсиндзан, Ананку, Чинто, Сайфа, Косокун, Асон, Сэйунтин и др.
К 1629 г. появляется термин ТЭ, обозначающий боевое искусство Окинавы, или ТОДЭ («континентальная рука»), что однозначно указывало на китайское происхождение. Появление ТОДЭ стало результатом слияние техники ОКИНАВА-ТЭ и ЦЮАНЬ-ШУ.
В хрониках «Осима Хикки» XVIII века упоминается, что мастер Косокун (Гун Сян-цзюн), в свое время изучавший кэмпо у одного монаха из Шаолиня, прибыл на Окинаву в сопровождении нескольких учеников, и преподавал один из видов кэмпо, именовавшегося «кумиай-дзюцу». До сих пор в современном каратэ-до существует целый ряд формальных упражнений - КАТА, которые называются по именам своих создателей. Например, КАНКУ («созерцание неба»), которая раньше называлась КУСЯНКУ и была создана мастером Косокуном. Ныне практикуется под разными названиями во многих окинавских и японских стилях, хотя первоначальный рисунок формы утрачен. Или же АНАНКУ, ЧИНТО, ДЗИОН, практикуемые в стилях СЁРИН-РЮ, ВАДО-РЮ, и САЙФА, СЭЙУНТИН, практикуемые в ГОДЗЮ и СИТО-РЮ и др.
К концу XVIII в. искусство ТЭ получило наибольшее распространение в местностях близ трех крупнейших городов Окинавы, где селились колонии китайских представительств и миссий. Соответственно и ветви ТОДЭ условно подразделялись по названиям городов: СЮРИ-ТЭ, ТОМАРИ-ТЭ и НАХА-ТЭ. Приблизительно с этого времени в окинавском каратэ начали появляться некоторые характеристики, свойственные современному каратэ.
В это же время появляется в обозначении боевого искусства иероглиф «кара» в значении «Великий Китай эпохи Тан», или сокращенно «китайский» в контексте искусства рукопашного боя - «китайская рука».
Впервые же иероглиф «кара» («китайский») появился в названии школы ТОДЭ мастера Сакугава. Она называлась КАРАТЭ-НО-САКУГАВА. А его ученик и последователь Сокон Мацумура в начале 30-х годов XIX века, после нескольких лет пребывания в Китае по поручению правительства, создал школу СЁРИНДЗИ-РЮ ГОКОКУ-АН КАРАТЭ («Каратэ стиля Шаолинь для защиты отечества»). Эта школа стала основным стволом древа окинавских стилей и школ, появившихся позднее.
Позднее, в 1887-89 годах на Окинаве было официально изменено наименование боевого искусства: ТЭ стало называться КАРАТЭ. Это название сохранялось до тридцатых годов XX в., когда Гичин Фунакоси и другие окинавские мастера привезли боевое искусство в Японию.